понедельник, 24 марта 2008 г.

Что было на неделе (18-24 марта)

Российская элита и энергоресурсы

Создается впечатление, что в преддверии перехода власти от Путина к Медведеву путинское окружение стремится закрепить свои позиции в ключевых секторах экономики и тем самым гарантировать себе прочные позиции на обозримое будущее. Особые аппетиты вызывает энергетический сектор. Нп прошлой неделе была развернула беспрецедентная атака на частные нефтяные компании ТНК-BP и отдельно BP ("British Petroleum"). В их московские офисы нагрянули сотрудники спецслужб, которые провели там обыски и выемки документов. Работникам этих корпораций братьям Илье и Александру Заславским, которые имеют двойное - российское и американское - гражданство, предъявлено обвинение в промышленном шпионаже. Существуют опасения, что оно в дальнейшем может быть переквалифицировано и в более серьезные обвинения по статье о государственной измене.

Одновременно природоохранное ведомство "Росприроднадзор" объявило о начале нового расследования в отношении ТНК-ВР в связи с якобы имеющими экологическими нарушениями на разрабатываемом ею месторождении Самотлор в Западной Сибири.

Подобная массированная атака с разных сторон однозначно воспринята российскими экспертами как политическая игра, направленная на выдавливание иностранного бизнеса из сверхприбыльной нефтяной отрасли и установление жесткого государственного контроля над ней. В Кремле не хотят, чтобы суперхододы доставались не высокопоставленным российским бюрократам, а иностранным инвесторам, которые отнюдь не проявляют лояльности к нынешнему российскому режиму.

За делом ВР стоят и другие весьма конкретные политические соображения. Ледяной холод в российско-британских отношениях, безусловно, влияет на позицию Москвы и в отношении британского бизнеса. В обвинениях в адрес братьев Заславских, обнародованных в СМИ, особо акцентируется их связь с Британским советом - они являлись его выпускниками. Александр даже руководил их клубом в России. А известно, что деятельность Британского совета давно вызывает сильное раздражение у российских властей. Недавно под давлением Москвы его представительства в России вынуждены были прекратить свою деятельность.

Время, выбранное для наступления на британский нефтяной бизнес в России, неслучайно. Питерские силовики из окружения Путина, контролирующие сейчас "Роснефть" и ряд других энергетических корпораций, могут опасаться, что с приходом Медведева у них уже не будет такой свободы маневра, как сейчас, и торопятся реализовать свои замыслы.

Примечательно, что распространение тотального государственного контроля охватывает не только энергетический, но и другие сектора. На прошлой неделе Государственная Дума одобрила окончательные проект закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. В сравнении с предыдущими редакциями, о которых мы не раз писали в прошлом, число стратегических отраслей, где иностранные инвестиции будут резко ограничены, увеличено до 42. На протяжении ряда лет эта цифра постоянно увеличивалась.

Для того чтобы вложить деньги в отрасли оборонной промышленности, космическую, атомную отрасли, СМИ, энергетические корпорации, а также металлургическую отрасль, иностранным инвесторам придется теперь проходить сложную процедуру согласований. Они делают практически невозможным какое-либо существенное инвестирование и влияние иностраннных компаний на эти предприятия. Кроме того, иностранные инвесторы обязаны сообщать в государственные контрольные органы о наличии у них бодее 5 процентов акций любого стратегического предприятия, а ФСБ получает право расследований в отношении такого предприятия и его иностранных владельцев.

Сужается и поле для приватизации предприятий, все еще остающихся в государственной собственности. Существовавшие до недавнего времени планы приватизации таких крупных предприятий в сфере инфраструктуры и связи, как "Технопромэкспорт" и "Связьинвест", фактически потерпели провал. Эти корпорации приносят большой доход, и государственная бюрократия не собирается с ними расставаться. Как обычно в России, предлогом для отказа от приватизации выдвигается необходимость обеспечения "экономической безопасности страны". Однако эта политическая демагогия вряд ли кого-нибудь может обмануть.

Российско-американские переговоры по ПРО

Российское экспертное сообщество противоречиво отреагировало на итоги российско-американских переговоров в рамках "2х2" между руководителями оборонных и внешнеполитических ведомств обеих стран. Проправительственные политологи пытаются создать впечатление, что Соединенные Штаты были вынуждены пойти на существенные уступки и учесть озабоченность России в отношении развертывания объектов ПРО США в Польше и Чешской Республике. Однако многие склоняются к мысли о том, что предложенные госсекретарем К. Райс и министром обороны Р. Гейтсом варианты в конечном итоге не снимают вопрос о развертывании американских ПРО в Восточной Европе, а, напротив, подтверждают решимость Вашингтона реализовывать эти планы вопреки возражениям России.

В Кремле считают, что в преддверии президентских выборов в США нынешняя администрация Буша вряд ли будет активно искать компромиссы с Россией по широкому кругу разногласий между двумя странами, а, скорее, будет пытаться завуалировать их и не дать им выплеснуться в публичную конфронтацию. Некоторые эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с обстановкой в 2000 г., когда республиканцы успешно разыграли против демократов козырную карту дебатов "Кто потерял Россию?". Разумеется, республиканцам такая дискуссия сейчас не нужна, поскольку демократы в большей мере могут использовать ее в своих предвыборных интересах.

Судя по всему, в Кремле пока не сделали свой выбор - кто предпочтительнее для России в качестве будущего американского президента, и занимают выжидательную позицию. Однако во всяком случае ясно, что не в интересах Кремля ухудшать положение нынешней американской администрации и тем самым ослаблять щансы республиканцев на выборах. Многие наблюдатели обратили внимание на некоторые изменения в тональности кремлевских дискуссий: и Путин, и Медведев, беседовавшие с Райс и Гейтсом, были заметно мягче и проявляли больший настрой на сотрудничество, чем в предыдущие разы, хотя по существу позиции сторон не изменились.

Россия и мировой финансовый кризис

Российское руководство проявляет все большую тревогу по поводу последствий финансового кризиса для России. На прошлой неделе эта тема находилась в центре внимания дискуссии в новом "московском мозговом центре" под названием "Институт современного развития". Показательно, что его попечительский совет возглавил сам Дмитрий Медведев, а непосредственное руководство будет осуществлять один из прежних руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.

В экспертном сообществе высказывается предположение, что новый "мозговой центр" может прийти на смену "Центру стратегических разработок" Германа Грефа, который в прошлом обслуживал Путина. Пока неясно, является ли подобная смена экспертной ориентации показателем какого-то серьезного переосмысления экономической политики или простым отражением аппаратных игр. Но ясно, что Медведев стремится получить собственную экспертную базу для принятия важных политических и экономических решений.

Рекомендации, обсужденные на семинаре "Института современного развития", в целом, вписываются в общемировую стратегию борьбы с финансовым кризисом. Речь шла о необходимости фундаментальной переоценки финансовых рисков, создании постоянных институтов для их объективного анализа, усилении взаимодействия между государственными и частными финансовыми институтами в разрешении кризисных ситуаций, поощрении открытости и экономической свободы в противовес закрытости и протекционизму, создании новых рыночных возможностей и инструментов экономической деятельности. Именно в таком духе было выдержано выступление руководителя экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича.

Вместе с тем, очевидно, что в целом слабая российская финансовая система остается крайне уязвимой к последствиям мирового финансового кризиса. Его усугубление и географическое распространение наряду с продолжающимся бегством капиталов из страны способно, по оценке экспертов, привести в среднесрочной перспективе к падению ВВП на 8-10 процентов, сокращению финансовых активов и резкому снижению инвестиций в экономику.

Безусловно, проблемы мониторинга финансовых кризисов и чрезвычайные меры по их предотвращению и локализации весьма актуальны для России. Однако лавинообразное увеличение государственных расходов наряду с быстрорастущей инфляцией по-прежнему будет составлять фундаментальные риски для российской финансовой системы. А их опасность нынешнее правительство явно недооценивает.
В ближайшее время российское представительство Фонда "Наследие" планирует провести очередное заседание своего Форума реформ по проблеме "Мировой финансовый кризис и его последствия для России".

вторник, 18 марта 2008 г.

Что было на неделе

Что было на неделе (10-17 марта)
ЧТО БЫЛО НА НЕДЕЛЕ (10-17 марта)

Россия между двумя президентами

В России наступил затяжной период междувластия. Вновь избранный президент Медведев вступит в должность только через два месяца, в мае, а уходящий – Путин – еще продолжает исполнять обязанности. Согласно подписанному Путиным указу, Медведеву уже предоставлены специальные привилегии и льготы, в том числе кабинет в Кремле и дополнительная охрана. Многие эксперты указывают на искусственность такого длительного перехода, который явно заимствован из американской конституционной практики. В Америке это исторически связано с созывом коллегии выборщиков, а в России какого-либо рационального объяснения этому нет.

Переход власти уже знаменуется определенными признаками обострения внутриполитической борьбы и нестабильности. В коридорах Кремля и российского Белого дома (т. е. в администрации президента и аппарате правительства) обсуждаются различные варианты кадровых перемен. Ключевыми вопросами являются, безусловно, кто останется с Медведевым в Кремле, а кто уйдет с Путиным в Белый дом. Совершенно ясно, что у Медведева есть свои предпочтения и антипатии, которые будут отражаться на его кадровой политике, и они необязательно будут совпадать со взглядами Путина.Почти наверняка Кремль покинет начальник секретариата Путина Игорь Сечин, который обладал исключительной властью в Кремле, регулируя документооборот президента. Другим кандидатом на уход является еще один представитель питерских силовиков в Кремле Виктор Иванов, который контролировал кадровую политику Путина. Большие шансы на сохранение своих кремлевских кабинетов имеют нынешний глава президентской администрации Сергей Собянин, руководивший избирательной кампанией Медведева, и его заместитель Владислав Сурков, чрезвычайно искусный манипулятор российской политической жизни.

Кадровые изменения коснутся и ключевых экономических структур, контролируемых Кремлем. Медведеву придется расстаться с должностью председателя правления «Газпрома», и на эту должность может выйти нынешний премьер Виктор Зубков. Не исключено что и Сечину придется уйти с исключительно влиятельного поста председателя совета директоров «Роснефти». В эту структуру от правительства уже номинирован председатель Фонда федерального имущества Юрий Петров, бывший когда-то преподавателем на юридическом факультете Петербургского университета у Медведева.

В российской элите продолжается борьба за контроль над наиболее прибыльными государственными корпорациями. Острое противостояние развернулось вокруг формирования крупнейшего военно-промышленного монополиста «Ростехнологии», который возглавляет близкий к Путину Сергей Чемезов. С помощью президента и близкого к этой группировке премьера Зубкова Чемезову удалось отстоять свой план, согласно которому в капитал «Ростехнологий» будут переданы государственные пакеты акций около 300 крупных военно-промышленных компаний.

Как известно, в течение некоторого времени реализации этого проекта противилась Военно-промышленная комиссия по главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым. Она всячески тормозила процесс усиления «Ростехнологий», однако в конечном итоге потерпела аппаратное поражение. Безусловно, в нынешнем варианте «Ростехнологии» составят одну из серьезных экономических опор для Путина в его стремлении сохранить за собой реальную власть.

Изменения в Кремле и правительстве могут приобрести более глубокий, системный характер, если Путин и Медведев решат провести одновременно и коррекцию провалившейся административной реформы. Как показала практика, ликвидация многих министерств путем замены их на сложную структуру «министерство - федеральная служба - федеральное агентство» не оправдала себя и привела лишь к межбюрократическим противоречиям и новому раздуванию штатов. Помощнику Путина по экономике и «большой восьмерке» Игорю Шувалову поручено разработать предложения по новой структуре органов исполнительной власти. Скорее всего, цель его работы – обеспечить расширение полномочий Путина как премьера в рамках существующего разделения властей. Однако его авторитет не настолько велик чтобы провести в жизнь действительно серьезные административные реформы.

Что касается российской элиты, в том числе интеллектуальной, то она всегда была сервильной и ориентировалась на реальную власть. Уже появились первые признаки того, что многие сторонники Путина активно ищут место в окружении Медведева. Под крыло к новому президенту стремятся и те представители политической и деловой элиты, чьи интересы были так или иначе ущемлены при Путине. А обострение экономической ситуации в стране в результате роста инфляции чревато усилением противоречий между Кремлем и российским Белым домом относительно того, кто несет ответственность за назревающие трудности. Поэтому можно предполагать, что расхождения между Путиным и Медведевым будут постепенно нарастать.

Реакция России на мировой финансовый кризис

Сейчас становится все более очевидным, что международный финансовый кризис в условиях глобализации серьезно затронет и Россию. Котировки большинства российских ценных бумаг снижаются, поскольку в России не верят, что меры американской Федеральной резервной системы приведут к завершению финансового кризиса. Российские инвесторы однозначно реагируют на мировую финансовую конъюнктуру. По только что опубликованным данным, россияне только официально перевели за рубеж 18,5 млрд. долларов. Причем это не долгосрочные прямые или портфельные инвестиции, а именно денежные переводы, связанные с текущей финансовой деятельностью – депозиты в банках, покупка и обслуживание недвижимости и т.п. А если учесть, что значительная сумма – около 50 млрд. долларов – ушла за рубеж именно в качестве инвестиций, то окажется, что сальдо между притоком иностранных инвестиций в Россию и оттоком капитала равно нулю.

Россия и права человека

Появление на прошлой неделе сразу двух докладов госдепартамента в гуманитарной сфере – по правам человека и глобальному антисемитизму, - как и следовало ожидать, вызвало негативную реакцию в российских руководящих кругах. Российская элита весьма болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, и обвинения, выдвинутые в этих докладах, не стали исключением. Российское министерство иностранных дел вновь обвинило госдепартамент в следовании двойным стандартам и в использовании вопроса о правах человека в качестве инструмента внешней политики.

Хотя критика госдепа в отношении антисемитизма в России была достаточно сдержанной, российский МИД резко отреагировал и на нее, назвав документ госдепа «политически ангажированным». В реальности же многие представители и власти, и элитарных политических структур вынужденно признают, что антисемитизм на бытовом уровне и в деятельности экстремистских организаций в России сохраняется, а государственные меры по борьбе с ним носят, скорее, косметический характер. Хотя как государственная политика антисемитизм вроде бы не существует, в действительности сохраняются фактические ограничения на доступ лиц еврейской национальности к работе в силовых структурах, ВС, правоохранительных и других государственных органах, связанных с национальной безопасностью и государственными секретами.
Написать комментарий
Рейтинг записи
0
11-03-2008 16:42 (ссылка)

увеличить
Волк Евгений Волк Евгений
Что было на неделе (4-11 марта)

Правительство и экономика в России

И содержание, и стиль работы нынешнего московского правительства все больше напоминают совмин советских времен. Это попытки регулировать мельчайшие детали в экономике, публично раздавать выговоры и наказания чиновникам всех уровней. Это неслучайно. Стиль - это человек. А человек этот - нынешний премьер В. Зубков, который сделал свою карьеру в партийных структурах КПСС. Именно при нем правительство вернулось к казарменным методам управления.Если взять существо его политики - то это неприкрытое вмешательство государства в экономику и отход от базовых рыночных принципов. Итогом последнего заседания правительства стала такая антирыночная мера, как увеличение экспортных пошлин на минеральные удобрения с целью ограничить их экспорт и поддержать неэффективного отечественного производителя. Другой рыночной мерой стало одобрение госдотаций на внутренние авиа-перевозки. Результаты не замедлили сказаться, причем в классическом для любой экономики варианте - резко упали акции производителей минеральных удобрений.

Вызывают настороженность и планы российского руководства ограничить возможности иностранных инвесторов владеть издательскими и полиграфическими компаниями и интернет-провайдерами в России. Такие ограничения уже действуют в отношении телевидения и радиовещания, а теперь возможности западных инвестиций в сферу массовых коммуникаций будут серьезно ограничены.

Метаморфоза российской внешней политики

Как и предполагали многие эксперты, в ответ на признание Западом независимости Косово Россия постепенно ведет дело к тому, чтобы признать независимость сепаратистских образований на Кавказе - Абхазии и Южной Осетии, формально входящих в состав Грузии. На прошлой неделе Россия фактически отменила все санкции против Абхазии, введенные в 1996 г., и намерена привлечь ее к участию в крупных экономических проектах к Олимпиаде 2014 г. в Сочи. Сама Абхазия обратилась к международному сообществу с просьбой об официальном признании. Она вряд ли бы решилась на это без одобрения Кремля. Естественно, что Грузия резко отрицательно отреагировала на эти шаги, и российско-грузинские отношения вновь серьезно обострились.

Запад пока присматривается к новой политической ситуации в России после президентских выборов. Несмотря на отдельные заявления о том, что выборы 2 марта не были свободными и справедливыми, западные лидеры в целом приняли избрание Медведева, а канцлер ФРГ А. Меркель поспешила с визитом в Москву, чтобы из первых рук - от Путина и Медведева - узнать о том, как теперь будет строиться российская внешняя политика и будут ли в ней какие-либо изменения. Судя по всему, Меркель получила четкий мессидж, что никаких изменений во внутренней и внешней политике России при Медведеве не будет.Более того, Путин на переговорах с Меркель явно играл доминирующую роль, выступая не только в качестве главного партнера для германского канцлера, но и как ментор для своего преемника. Путин четко расставил акценты о неприемлемости для России членства в НАТО для Украины и Грузии и независимости Косово. И даже в отношении Ходорковского Путин дал понять, что вопрос о его помиловании в повестке дня не стоит. Это публичные инструкции Медведеву, которые он, безусловно, не сможет игнорировать, как и наставления Путина о том, что оба они "русские националисты".

Что происходит со свободой собраний в России

Методы, примененные властями в отношение участников акций протеста против итогов президентских выборов, прошедших 3 марта, свидетельствуют о серьезных новшествах в правоприменительной практике, которые вызывают сомнения в их законности. Дело в том, что участников акций протеста задерживали не во время их проведения, а еще на стадии их подготовки, когда они собирались в близлежащем Макдональдсе. Используя данные фото и видео-съемки прошлых акций, правоохранительные структуры задерживали потенциальных участников акций протеста прямо за обеденными столами. С таким же успехом задержание может производиться на квартирах и офисах тех, кто ранее участвовал в подобных демонстрациях и митингах, но не собирался идти на данную акцию. Подобный подход грубо попирает конституционные принципы презумпции невиновности и неприкосновенности личности и жилища.